РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ
С "ТРУДНЫМИ" ПОДРОСТКАМИ
Ясно сформулировать взрослеющему человеку его права и обязанности, ограничить круг видов деятельности (которые ему разрешены и доступны) и ответственность за них. Настаивать на соблюдении принятых «правил игры», самим соблюдать их в тех случаях, когда другой стороне этого не удается. Быть терпеливым и помнить, чтобы избавиться от нежелательных привычек, нужны долгие месяцы.
В конфликтных ситуациях не стараться одержать победу любой ценой — мы тоже имеем право менять взгляды, мы не гарантированы от ошибок, кое в чем можем и уступить.
Действовать только тактическим маневром и никогда — прямой атакой. Выслушивать все, не реагируя тотчас же, и только потом, выбрав подходящий момент, без раздражения высказать свое мнение вносящее поправки в услышанное. Вскрывать причины неправильных взглядов подростка, показывать, в чем ошибочность его рассуждении, и таким путем развивать и направлять его мыслительный процесс, обеспечивая необходимыми источниками.
Быть самокритичными, принципиальными, стараться настолько укрепить доверие молодого человека, чтобы он делился с нами своими возможными неприятностями.
Не ставить на подростке крест, ведь его обостренное самолюбие и социальная поза возникли именно вследствие предыдущих социальных сбоев, которые постоянно напоминают о себе и подпитывают нежелательное поведение.
Не пытаться загнать подростка в угол, поставить в затруднительное положение. Не прибегать к физическому наказанию.
Требуя что-то от подростка, нельзя торговаться.
Стараться соблюдать принцип А. С. Макаренко: чем больше мы уважаем человека, тем выше наши требования к нему.
Уметь смеяться. Раскрывать подросткам особенности их личности и приемлемые для них черты нашей личности.
личных беседах усиливать целенаправленную жизненную ориентацию подростков и развивать их идеал Я.
ПАМЯТКА
КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ ПО РАБОТЕ С "ТРУДНЫМИ" УЧАЩИМИСЯ
Посещение трудных учащихся на дому.
Составить психолого-педагогическую характеристику на трудного учащегося и класс.
Принимать меры по предупреждению и преодолению запущенности в учебе трудных учащихся.
Иметь связь с тренерами, с руководителями кружков, с учителями-предметниками, семьями трудных учащихся.
Контролировать занятость трудных учащихся в общественной работе класса и школы, связь их с библиотекой.
ИЗУЧАЯ ПОДРОСТКА, ПОМНИ:
Изучают подростка все учителя, а видят его лишь немногие. Изучать надо целенаправленно и осознанно.
Первое знакомство с подростком — это разговор о его интересах и о тех областях его жизни, где он лучше всего осведомлен.
В беседе с воспитателем или учителем подросток должен почувствовать искреннее, заинтересованное отношение к нему.
Изучение подростка нельзя проводить в отрыве от той среды, в которой он рос и которая его окружает.
Комплексный характер причин трудновоспитуемое™ должен выявить взаимодействие социальных, биологических и психических факторов.
Один метод сам по себе не метод. Только содружество методов, растянутых во времени, дает объективную картину диагностики трудновоспитуемого подростка.
ПЕРЕВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКА ТРЕБУЕТ СОБЛЮДЕНИЯ СЛЕДУЮЩИХ ПРАВИЛ:
— педагогический оптимизм воспитания, вера в своего воспитанника
— начинайте перевоспитание с социально-значимой деятельности, в которой подросток может и хочет самоутвердиться
— наличие сплоченного жизнерадостного коллектива класса
— единство педагогических влияний школы, семьи и общества
— авторитет воспитателя в глазах подростка
— высокая педагогическая культура воспитания
— воспитатель должен быть современным человеком с ярко выраженной индивидуальностью
ОБЩАЯСЬ С ПОДРОСТКОМ ПОМНИ:
Беседу с подростком нужно начинать с дружеского тона.
При первой встрече с подростком старайтесь его не критиковать.
В процессе общения с подростком проявляйте к нему искренний интерес.
Лучшим словом, располагающим подростка к общению, является его имя.
Диалог с подростком следует начинать с тех вопросов, мнения по которым совпадают.
В процессе общения старайтесь вести диалог на равных.
Старайтесь инициативу общения держать в своих руках.
Умейте смотреть на вещи глазами подростка.
Общаясь с подростком, старайтесь развивать в себе готовность к педагогической импровизации.
Профессиональный стресс
Четыре стадии синдрома опустошения (профессионального выгорания)
Завышенные ожидания и идеализм.
Признаки: восторженное отношение к работе, самоотверженность и увлеченность, высокая активность и образованность, позитивная конструктивная позиция, хорошая перспектива.
Пессимизм и раннее разочарование в работе.
Признаки: физическая и моральная усталость, отчаяние и разочарование, снижение морального духа, скука, ранние признаки стресса.
Самоотстранение и изоляция.
Признаки: уклонение от контактов с сослуживцами, гнев и враждебность, сильный негативизм, депрессия и другие эмоциональные нарушения, затруднения в принятии решений и концентрации внимания, сильная физическая и моральная усталость, множество признаков стресса.
Необратимая отчужденность и утрата интереса.
Признаки: очень низкая самооценка, регулярные опоздания и прогулы, устойчивое негативное отношение к работе, законченный цинизм, полное эмоциональное истощение, ярко выраженные признаки физического и морального стресса.
Что делать?
Если мы не достигли четвертой стадии опустошения, процесс еще можно повернуть вспять — путем изменения целей в работе, позиций и поведения. Вот некоторые весьма эффективные приемы — проверенные «наполнители» опустошения:
Выражайте свои чувства и эмоции.
Облачение стресса в слова при общении с коллегами предотвращает изоляцию. Обмен мнениями играет роль буфера, поскольку общение и разделение чувств с окружающими является способом избавления от стресса и восстановления порядка вещей.
Планируйте свое время.
Перерывы в работе необходимы каждому для сохранения свежести восприятия и перспектив.
Изучите свое распределение энергии в течении дня (биоритмы).
В соответствии планируйте работу, распределяя дела, вызывающие стресс, на периоды прилива энергии. Это предотвратит усталость и разочарование.
Никогда не задумывайте несколько стрессовых дел одновременно.
Предусмотрев в каждый конкретный момент только одно стрессовое занятие, вы избежите завалов в работе, получите ощущение большей результативности и не подвергнетесь стрессу от ощущения перегруженности.
Делайте физические упражнения на свежем воздухе.
Взбадривая тело, мы освежаем ум. Нашему мозгу требуется деятельность всего организма для обновления чувств и повышения производительности. Кроме того, улучшаются общий тонус и самочувствие.
Разбивайте крупные дела на части.
Тогда они не будут казаться невыполнимыми. Делая работу поэтапно, можно не осознавать ее истинных объемов вплоть до завершения.
Не упускайте случая разделить с кем-то ответственность.
Вместо того, чтобы взваливать на себя все дела, привлекайте к их выполнению и принятию решений коллег.
Научитесь говорить «нет».
Никогда не считайте себя обязанным брать дополнительную работу или выполнять задания не являющиеся обязательными, но вызывающие гнев или враждебность. Оставляя за собой право выбора работы, в которой готовы участвовать, мы приобретаем ощущение контроля за ситуацией, необходимое для устойчивости к стрессам.
Повышайте квалификацию.
Вы должны быть в курсе прогрессивных идей и изменений и следить за новыми технологиями. Посещая курсы и семинары, участвуя в дополнительных профессиональных тренингах, мы идем в ногу со временем и избавляемся от чувства несоответствия, оторванности от жизни и изолированности.
Стремитесь к успеху.
Никогда не удовлетворяйтесь выполнением только того, чему вас учили. Те, кто добивается успеха, постоянно учатся, рискуют, отходят от традиционного пути во имя карьеры и всегда готовы к новым волнующим трудностям. Если вы готовы расти над собой и стремиться к успеху, то скорее всего, никогда не испытаете опустошения.
Научитесь расслабляться.
Ежедневно на несколько минут сядьте в сторонке и придайте телу положение «расслабленного равновесия». Овладев искусством аутотренинга, вы получите больше пользы, чем от сна, и будете готовы воспринимать стрессы и более уверенно справляться с ними.