ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
О ПРАВИЛАХ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ НА УЛИЦЕ
1. Необходимо помнить, что основной способ формирования навыков поведения детей – наблюдение, подражание взрослым и, прежде всего родителям. Многие родители, не понимая этого, личным примером обучают детей неправильному поведению на улице.
2. Приблизившись к проезжей части приучайте ребенка останавливаться. Остановка позволит ему переключиться и оценить ситуацию. Это главное правило пешехода.
3. Учите ребенка смотреть. У ребенка должен быть выработан твердый навык: прежде, чем сделать первый шаг с тротуара, он поворачивает голову и осматривает дорогу во всех направлениях. Это должно быть доведено до автоматизма.
4. Находясь с ребенком на проезжей части дороги, не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. Иначе Вы научите спешить ребенка там, где надо только наблюдать и соблюдать безопасность. Переходить дорогу можно только по пешеходному переходу, при зеленом сигнале светофора, а у перекрестка – по линии тротуаров. Следите за тем, как переходите проезжую часть: не наискосок, а строго перпендикулярно.
5. При переходе дороги маленького ребенка необходимо крепко держать за руку (не за ладошку, а за запястье), чтобы малыш не смог вырваться и самостоятельно пересечь проезжую часть.
6. Периодически обращайте внимание ребенка на появляющиеся вдали и проезжающие мимо автомобили. Научите ребенка замечать транспорт издали, провожать его глазами и оценивать скорость.
7. Для оценки скорости транспортных средств у ребенка необходимо развить глазомер. Для этого, увидев вдалеке автобус, предложите ему сосчитать, на какой счет (1,2,3,4…) тот доедет до определенного места. Потом посчитать на какой счет доедет троллейбус, автомобиль. Такие упражнения помогают младшим школьникам понять, что скорость движения у разных транспортных средств отличается.
8. Учите ребенка оценивать направление будущего движения машины. Научите ребенка определять: какое транспортное средство идет прямо, а какое готовиться к повороту.
9. Объясните ребенку, что, увидев автобус на остановке противоположной стороны дороги, нельзя спешить, бежать к нему через дорогу, потому что это опасно.
10. Твердо усвойте сами и научите ребенка, что входить в любой вид транспорта можно только тогда, когда он стоит. Объясните, почему нельзя прыгать на ходу.
11. Учите ребенка предвидеть скрытую опасность. Остановитесь у стоящего транспорта и обратите внимание ребенка на то, как он закрывает обзор дороги, как из-за стоящего автомобиля может выехать другая машина. Такое наблюдение полезно проделать с различными предметами, закрывающими обзор дороги – кустами, деревьями, заборами и др.
12. Не запугивайте детей опасностями на улицах и дорогах. Страх так же вреден, как неосторожность и беспечность. Школьники должны уметь ориентироваться в дорожной обстановке.
13.Важное значение имеет одежда. Капюшон, шапка-ушанка, туго завязанный шарф сковывают движения, ухудшают слух, затрудняют поворот головы. Об этом надо помнить и не кутать ребенка. В темное время суток необходимо одевать ребенка в яркую одежду, со светоотражающими вставками, элементами.
14. Запомните сами и передайте детям знание основных причин дорожно-транспортных происшествий. Вот они:
• Переход улицы в неустановленном месте (это очень часто ведет к трагическим последствиям).
• Выход на проезжую часть дороги из-за транспортных средств.
• Переход перед близко идущим транспортом
• Хождение по проезжей части улицы и дороги.
• Игра рядом с проезжей частью дороги.
15. Не надо заставлять ребенка механически заучивать трудные для него Правила дорожного движения. Добивайтесь понимания и осознания требований соблюдать Правила: что можно, а что нельзя делать на улицах и дорогах. Тогда знания превращаются в умения, навыки и положительную привычку всегда их соблюдать.
И еще несколько правил
Правило № 1.
Нельзя выходить на дорогу из-за стоящих машин. В крайнем случае, нужно осторожно выглянуть из-за стоящего автомобиля, убедиться, что опасности нет, и только тогда переходить улицу. Понаблюдайте вместе с ребенком за стоящими у края проезжей части машинами и обратите внимание на тот момент, когда из-за стоящей машины внезапно появляется другая. Обратите внимание ребенка на то, что стоящий на остановке автобус тоже мешает увидеть движущийся за ним автомобиль.
Правило № 2
Не обходите стоящий автобус ни спереди, ни сзади!
Стоящий автобус, как его ни обходи - спереди или сзади, закрывает собою участок дороги, по которому в тот момент, когда вы решили ее перейти, может проезжать автомобиль. Кроме того, люди возле остановки обычно спешат и забывают о безопасности. Надо подождать, пока автобус отъедет.
Правило № 3
И у светофора можно встретить опасность!
Дети часто рассуждают так: «Машины еще стоят, водители меня видят и пропустят». Они ошибаются. Сразу после включения зеленого сигнала для водителей на переход может выехать автомобиль, который был не виден за стоящими машинами и шофер которого не видит пешехода. Если погас зеленый сигнал светофора для пешеходов - нужно остановиться. Ребенок должен не только дождаться нужного света, но и убедиться в том, что все машины остановились.
Правило № 4
Вырабатывайте у ребенка привычку всегда перед выходом на дорогу, даже если на ней нет машин, приостановиться, оглядеться, прислушаться - и только тогда переходить улицу.
Правило № 5
Прочные навыки транспортного поведения детей формируются только повседневной систематической тренировкой! Во время каждой прогулки с детьми, поездки с ними по делам, в гости, за город и т.п. учите их наблюдать за улицей и транспортом, анализировать встречающиеся дорожные ситуации, видеть в них опасные элементы, безошибочно действовать в различных обстоятельствах.
Правило № 6
Не надо прививать детям излишнее чувство страха перед дорожным движением, движущимися автомобилями. Пусть все, что связано со школой, в том числе и дорога, у ребенка ассоциируется с ярким и добрым. При этом надо научить его быть внимательным, а это непростая вещь. Процессы восприятия, внимания и реакции у ребенка и у взрослого совершенно разные. Опытные водители знают, например, что подавать звуковой сигнал при виде бегущего через проезжую часть ребенка опасно. Ребенок может поступить непредсказуемо – вместо того, чтобы остановится, он может понестись без оглядки под колеса другому автомобилю. Даже те дети, которые знают правила дорожного движения, случается, их нарушают. Не сочтите за труд помочь детям. Может быть, вам придется остановить ребенка, который не хочет дождаться сигнала светофора. Делайте это доброжелательно.