Новости проекта
Перенос и удаление уроков
Внесение изменений в личные данные
Поздравляем с Днем учителя!

ПОЛОЖЕНИЕ о реализации проекта   «Зелёные школы»

Дата: 13 сентября в 14:34

           

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

          1. Настоящее Положение определяет порядок реализации проекта «Зелёные школы» в Республике Беларусь (далее – проект «Зеленые школы»).

         2. Проект «Зеленые школы» – комплексный образовательный проект, направленный на формирование у обучающихся ценностного отношения к природе, повышение уровня экологической направленности образования, информированности молодёжи по вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, воспитание ответственного отношения подрастающего поколения к природе, формирование экологически грамотного поведения.

3. Цель проекта «Зеленые школы» – создание сети «Зелёных школ» в Республике Беларусь, внедрение эффективной образовательной модели в области экологической направленности образования с привлечением и активным участием педагогических работников, учащихся, законных представителей несовершеннолетних учащихся, территориальных органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, региональных и местных исполнительных и распорядительных органов.

4. Основными задачами проекта «Зеленые школы» являются:

формирование высокой экологической культуры учащихся, повышение их социальной активности в решении вопросов охраны окружающей среды;

повышение уровня экологического образования учащихся;

формирование экологически ориентированного поведения учащихся в отношении решения вопросов устойчивого развития через приобретение практических навыков;

внедрение в практику работы учреждений образования мероприятий по сохранению биоразнообразия, энергосбережению, водосбережению, обращению с отходами;

информирование учащихся, педагогических работников, законных представителей несовершеннолетних учащихся по вопросам сохранения биоразнообразия, экономии водных ресурсов и энергии, обращения с отходами, экологически грамотного потребления товаров и услуг;

интеграция учреждений общего среднего образования в международную сеть «Зеленых школ»;

развитие сотрудничества между учреждениями образования, между учреждениями образования и территориальными органами природных ресурсов и охраны окружающей среды, между учреждениями образования и местным населением;

         5. В проекте «Зеленые школы» могут принимать участие учреждения образования Республики Беларусь. Решение об участии в проекте «Зелёные школы» принимается Советом учреждения образования. План мероприятий, проводимых по проекту «Зелёные школы» рассматривается педагогическим советом учреждения образования и утверждается руководителем.

6. Проект «Зелёные школы» координируется Министерством образования Республики Беларусь, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Организационно-методическая поддержка проекта осуществляется государственным учреждением образования «Академия последипломного образования».

Организацию и контроль за реализацией проекта «Зеленые школы» осуществляют отделы (управления) образования, инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды местных исполнительных и распорядительных органов.

 ГЛАВА 2

КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ ПРОЕКТА «ЗЕЛЕНЫЕ ШКОЛЫ»

7. Для организации и координации проекта «Зелёные школы» создается Координационный совет (приложение 1). Он принимает решения по наиболее важным вопросам деятельности, осуществляет контроль за выполнением утверждённых планов и программ.

8. Персональный состав Координационного совета формируется из числа представителей Министерства образования Республики Беларусь, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, государственного учреждения образования «Академия последипломного образования», общественных организаций (объединений) Республики Беларусь, других организаций, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды.

Персональный состав Координационного совета утверждается Министерством образования Республики Беларусь по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Из числа членов Координационного совета избирается председатель и секретарь сроком на один год.

9. Заседания Координационного совета проводятся не реже 2 раз в год и по мере необходимости. Решение заседания Координационного совета считается правомочным, если в его работе приняло участие не менее 50 процентов от общего количества его членов и за решение проголосовало не менее 2/3 присутствующих членов Координационного совета. Принимаемые решения оформляются протоколом.

10. Координационный совет проекта «Зеленые школы» вправе организовать проверку выполнения заданий учреждениями образования, претендующими на получение диплома любой степени.

11. Решения Координационного совета могут публиковаться в средствах массовой информации.

ГЛАВА 3

ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ЗЕЛЕНЫЕ ШКОЛЫ»

 12. В учреждении образования проект «Зелёные школы» реализуется посредством изучения учебных предметов на I, II и III ступенях общего среднего образования, учебной программы факультативных занятий «Зеленые школы», «Дикая природа Беларуси» и других, мероприятий организационно-воспитательной работы, кружковой работы, деятельности общественных организаций, органов самоуправления учреждений образования.

13. Учебная программа факультативных занятий «Зеленые школы» рассчитана на пять возрастных групп учащихся: 1-2 классы, 3-4 классы, 5-6 классы, 7-8 классы, 9 классы и включает изучение 5 разделов:

биоразнообразие – изучение видового разнообразия растений и животных природного окружения учреждения образования и способов его увеличения;

энергосбережение – изучение структуры энергопотребления дома и в учреждении образования и способов его сокращения;

водосбережение – изучение направлений использования воды в учреждении образования и дома и способов сокращения ее использования;

обращение с отходами – анализ источников образования отходов, определение способов их минимизации, переработки и вторичного использования;

информационно-экологические мероприятия – акции, выставки, конкурсы, экологические инициативы, экологическое просвещение для местного населения.

         14. В рамках природоохранной деятельности проекта «Зеленые школы» проводятся совместные мероприятия с территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, экологическими общественными организациями.

         15. В учреждении образования может создаваться наблюдательный совет, координирующий деятельность по проекту «Зелёные школы». В состав совета входят представители администрации, педагогические работники, учащиеся.

16. Учреждение образования регулярно информирует законных представителей несовершеннолетних учащихся на родительских собраниях о реализуемых в учреждении образования мероприятиях в рамках проекта «Зелёные школы», активно привлекает их к участию в проекте.

          ГЛАВА 4

ПОРЯДОК ПОЛУЧЕНИЯ СТАТУСА «ЗЕЛЁНАЯ ШКОЛА»

17. Для получения диплома «Зеленая школа» учреждение образования представляет отчет о ходе реализации проекта до 15 июня в Координационный совет проекта «Зеленые школы» и размещает его на официальном сайте учреждения образования. К отчету могут прилагаться фотографии, отчеты о наблюдениях, другие работы учащихся.

18. Для получения статуса «Зеленая школа» учреждению образования необходимо выполнить задания указанные в приложении 2. 

19. Учреждению образования, участвующему в проекте «Зеленые школы» и выполнившему условия, указанные в пунктах 20, 21 данного Положения, присваивается статус «Зеленая школа» с выдачей диплома установленного образца.

20. Учреждение образования, выполнившее задания, указанные в приложении 1, получает статус «Зелёная школа» с выдачей соответствующего диплома первой, второй или третьей степени:

первой степени – выполнено 90 процентов заданий (не менее трёх заданий из каждого направления);

второй степени – выполнено 60 процентов заданий (не менее двух заданий из каждого направления);

третьей степени – выполнено 30 процентов заданий (не менее одного задания из каждого направления).

21. Для получения диплома первой степени в выполнении заданий (1.1, 1.3., 1.4., 1.5, 2.5, 3.4, 4,5), указанных в приложении 2, должны принять участие не менее 25 процентов учащихся, второй степени – не менее 20 процентов, третьей степени – не менее 15 процентов учащихся учреждения образования.

22. Образец диплома всех степеней утверждается Министерством образования Республики Беларусь и Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

23. Статус «Зеленая школа» присваивается на три года, после истечения этого периода требуется его подтверждение.

 ГЛАВА 5

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

24. Методическое обеспечение реализации проекта «Зеленые школы» осуществляют: государственное учреждение образования «Академия последипломного образования», областные и Минский городской институты развития образования.

         25. Подготовку педагогических работников к реализации учебной программы факультативных занятий «Зеленые школы» в рамках проекта «Зеленые школы» осуществляют учреждения дополнительного образования взрослых посредством повышения квалификации, семинаров, тренингов, конференций.

         26. Учебные программы факультативных занятий для использования в образовательном процессе учреждений образования утверждаются Министерством образования Республики Беларусь в установленном порядке.

ГЛАВА 6

ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОЕКТА

27. Финансирование проекта осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

28. Для реализации проекта могут привлекаться средства общественных объединений, других организаций, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды, экологического обучения и воспитания, иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.

 

         Приложение 1

 В Координационный совет проекта «Зелёные школы» входят представители следующих организаций:

  • 3 представителя Министерства образования Республики Беларусь
  • 2 представителя Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь
  • 4 представителя ГУО «Академия последипломного образования»
  • 1 представитель общественного объединения «Белорусское педагогическое общество»
  • 2 представителя учреждений образования
  • 4 представителя общественных природоохранных организаций.

Каждой из выше перечисленных организаций назначает представителя в Координационный совет проекта «Зелёные школы».

Приложение 2

Список заданий на получение статуса «Зеленая школа»

 

Содержание задания

Оцениваемый результат

Раздел 1. «Биоразнообразие»

1.1            

Изучить видовое разнообразие дикорастущих травянистых растений на пришкольной территории (или территории природного окружения учреждения образования)

Создана и размещена в школе картосхема пришкольной территории (или территории природного окружения учреждения образования), на которой  обозначено минимум одно местонахождение не менее 10 видов травянистых растений. Рядом с картосхемой размещены изображения каждого вида травянистых растений (каждое формата не менее А5), нанесенных на картосхему. На сайте учреждения образования может быть размещена картосхема территории с постепенным заполнением на ней  результатов выполнения заданий.

Информация о биоразнообразии дикорастущих травянистых растений занесена в он-лайн базу данных florafauna.by (не менее 10 видов).

Указана дата выполнения задания и участники.

Ежегодно информация обновляется

1.2            

Изучить изменчивость видового разнообразия дикорастущих травянистых растений в различных условиях произрастания  на пришкольной территории (или территории природного окружения учреждения образования), используя квадратную рамку со стороной в 1 м

Произведен количественный и качественный анализ растений, произрастающих в различных условиях на пришкольной территории (или на территории природного окружения учреждения образования ), не менее 4-х площадок в различных условиях (в том числе с постоянным антропогенным воздействием).

На сайте учреждения образования размещена информация (отчет) о результатах изучения  разнообразия травянистых растений, произрастающих в различных условиях.

При повторном выполнении задания информация обновляется

1.3            

Изучить разнообразие аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников на пришкольной территории (или территории природного окружения учреждения образования)

На картосхеме пришкольной территории (или территории природного окружения учреждения образования) обозначено местонахождение всех аборигенных видов деревьев и кустарников. Рядом с картосхемой размещены изображения каждого вида деревьев и кустарников (каждое формата не менее А5), нанесенных на картосхему. На сайте учреждения образования размещена информация (отчёт) о результатах изучения разнообразия деревьев и кустарников.

Информация о разнообразии деревьев и кустарников занесена в в он-лайн базу данных florafauna.by(не менее 10 видов).

Указана дата выполнения задания и участники.

Ежегодно информация обновляется

1.4            

Изучить разнообразие птиц на пришкольной территории (или территории природного окружения учреждения образования)

На картосхеме пришкольной территории (или территории природного окружения учреждения образования) обозначены места наблюдения не менее 10 видов птиц. Рядом с картосхемой размещены изображения каждого вида птиц (каждое формата не менее А5), нанесенных на картосхему.

На сайте учреждения образования размещена информация о разнообразии птиц пришкольной территории. Составлен отчет об участии в национальной акции «Осенние наблюдения за птицами»

Информация о разнообразии птиц занесена в он-лайн базу данных florafauna.by (не менее 10 видов). Указана дата выполнения задания и участники.

Ежегодно информация обновляется.

1.5            

Изучить разнообразие наземных насекомых на пришкольной территории (или территории природного окружения учреждения образования )

На картосхеме пришкольной территории (или территории природного окружения учреждения образования) обозначены места наблюдения не менее 10 видов наземных насекомых. Рядом с картосхемой размещены изображения каждого вида насекомых (каждое формата не менее А5), из нанесенных на картосхему. На сайте учреждения образования размещена информация о разнообразии наземных насекомых на пришкольной территории.

Информация о разнообразии наземных насекомых занесена в он-лайн базу данных florafauna.by(не менее 10 видов). Указана дата выполнения задания и участники. Ежегодно информация обновляется

1.6            

Провести анализ ситуации по биоразнообразию на пришкольной территории или территории природного окружения учреждения образования, и  разработать план действий на три года по увеличению биоразнообразия пришкольной территории

Составлен план действий на три года по увеличению биоразнообразия  на пришкольной территории. План согласован с администрацией учреждения образования и  размещен на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники.

Ежегодно представляются результаты мониторинга успешности природоохранных действий, анализ новой ситуации.

1.7            

Изготовить и разместить кормушки для птиц, организовать регулярную подкормку птиц

Составлен отчет о количестве и разнообразии птиц, прилетающих на кормушки. Отчёт и фотографии птиц на кормушках размещены на сайте учреждения образования. Информация о разнообразии птиц занесена в он-лайн базу данных florafauna.by. Составлен отчет об участии в национальной акции «Зимние учеты птиц».

Указана дата выполнения задания и участники.

Ежегодно информация обновляется.

1.8            

Создать и разместить на пришкольной территории или территории природного окружения учреждения образования, искусственные гнездовья для птиц, убежища для летучих мышей.

Составлен отчет о количестве изготовленных гнездовий, убежищ, их размещение отмечено на картосхеме пришкольной территории. Отчёт и  фотографии размещены на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники. Ежегодно информация обновляется.

1.9            

Создать и разместить на пришкольной территории или территории природного окружения учреждения образования, убежища для беспозвоночных животных

Составлен отчет о количестве изготовленных убежищ, их размещение отмечено на картосхеме пришкольной территории. Отчёт и фотографии размещены на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники.

Ежегодно информация обновляется.

1.10       

Создать и размесить на пришкольной территории или территории природного окружения учреждения образования, «Клумбу для бабочек».

Создана «Клумба для бабочек» площадью не менее 4-х метров квадратных. Местонахождение клумбы отмечено на картосхеме пришкольной территории. Фотографии клумбы, бабочек и других насекомых на ней размещены на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники.

Ежегодно информация обновляется.

1.11       

Создать пруд, заселить его растениями. При наличии старого пруда – провести изучение его состояния, при необходимости принять меры по увеличению его биоразнообразия.

Создан пруд. На картосхеме пришкольной территории отмечено местонахождение пруда. Фотографии пруда размещены на сайте учреждения образования.

Указана дата выполнения задания и участники.

1.12       

Организовать посадку местных видов деревьев и кустарников, создать на пришкольной территории «дикий луг»  с целью увеличения разнообразия птиц и насекомых.

Составлен список видов, посаженных деревьев и кустарников, с указанием их количества.

Создан «дикий луг» площадью не меньше 25 метров квадратных и фотографии размещены на сайте учреждения образования. Его расположение отмечено на картосхеме пришкольного участка. Фотографии «дикого луга» размещены на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники.

1.13       

Посетить и собрать информацию о ближайшей к учебному заведению особо охраняемой природной территории (заказник, заповедник, национальный парк, памятник природы, если это территория, а не охраняемый объект)

Оформлена картосхема ООПТ в виде стенда в холле или другом общедоступном месте в школе  с кратким описанием уникальности территории, почему она охраняется государством.  Рядом с картосхемой размещены изображения видов диких животных и дикорастущих растений, включенных в Красную книгу Республики Беларусь, места обитания и места произрастания которых расположены на ООПТ (каждое формата не менее А5). Указана дата выполнения задания и участники.

Раздел 2. «Энергосбережение»

2.1            

Провести изучение потребления электроэнергии в школе

Составлен отчет по результатам изучения. На схематическом плане здания школы, размещенном в общедоступном месте, указаны основные приборы, потребляющие электроэнергию, их мощность, режим работы. На сайте учреждения образования и на стенде в  общедоступном месте размещена  информация о потреблении электроэнергии в школе. Указана дата выполнения задания и участники. Ежегодно информация обновляется.

2.2            

Провести изучение расходования тепла в школе

Подготовлен анализ расходования тепла в школе. На схематическом плане здания школы, размещенном в общедоступном месте, указаны места потерь тепла. На сайте учреждения образования и на стенде в  общедоступном месте размещена  информация о расходовании тепла в школе. Указана дата выполнения задания и участники. Ежегодно информация обновляется.

2.3            

Провести анализ ситуации по эффективности использования энергии в школе и составить план действий по сбережению тепла и электроэнергии в школе на год.

Составлен план действий по сбережению электроэнергии и тепла в школе. План согласован с администрацией учреждения образования, вывешен в общедоступном месте в школе, доведен до сведения педагогов, хозяйственных служб, родителей, размещен на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники. Ежегодно представляется анализ новой ситуации и план дальнейших действий.

2.4            

Выполнить план и провести  мониторинг эффективности действий по энергосбережению в школе

Составлен отчет о реализованных действиях по уменьшению энергопотребления в школе и их эффективности. Отчёт размещен на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники. Ежегодно представляется анализ новой ситуации и план дальнейших действий.

2.5            

Провести изучение потребления электроэнергии и расходования тепла дома. Разработать семейные памятки по рациональному использованию энергии дома

Образцы результатов изучения потребления электроэнергии и расходования тепла дома, разработанные памятки размещены на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники.

Раздел 3.  «Водосбережение»

3.1

Провести изучение потребления воды в школе

Составлен отчет по результатам изучения. На схематическом плане здания школы, размещенном в общедоступном месте, нанесена схема расположения приборов учета воды, указаны места потребления воды в школе, режим их работы. На сайте учреждения образования размещена  информация о потреблении воды в школе. Указана дата выполнения задания и участники. Ежегодно информация обновляется.

3.2

Провести анализ ситуации по эффективности использования воды в школе и составить план действий по ее сбережению

Составлен план действий по сбережению воды в школе на год. План согласован с администрацией учреждения образования, вывешен в общедоступном месте в школе, доведен до сведения, педагогов, хозяйственных служб, родителей, размещен на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники. При повторном выполнении задания представляется анализ новой ситуации и план дальнейших действий.

3.3

Выполнить план действий по рациональному использованию воды в школе, провести  как минимум ежегодный мониторинг эффективности этих действий

Составлен отчет о реализованных действиях по уменьшению потребления воды в школе и их результатах. Отчет размещен на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники.

3.4

Провести изучение потребления воды дома. Разработать семейные памятки по рациональному использованию воды и ее сбережению дома.

Образцы результатов изучения потребления воды дома,  разработанные памятки размещены на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники.

Раздел 4. «Обращение с отходами»

4.1

Провести изучение состава образующихся в школе отходов и проанализировать источники их образования

Составлен отчет по результатам изучения с указанием источников и состава отходов. Отчёт размещен на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники.

4.2

Разработать план действий по минимизации объемов образования отходов в школе, раздельному сбору отходов, сдаче вторсырья

Составлен план действий по минимизации отходов в школе, раздельному сбору отходов, сдаче вторсырья на год. План согласован с администрацией учреждения образования,  вывешен в общедоступном месте в школе, доведен до сведения педагогов, хозяйственных служб, родителей, размещен на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники. При повторном выполнении задания представляется анализ новой ситуации и план дальнейших действий.

4.3

Выполнить план действий на год по минимизации отходов в школе

Составлен отчет о реализованных действиях по минимизации отходов в школе и их эффективности. Отчёт размещен на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники.

4.4

Создать на пришкольной территории приспособление для компостирования органических отходов (сорняки, листья и т.п.)

Фотографии и описание приспособлений для компостирования размещены на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники.

4.5

Провести изучение состава и количества отходов, образующихся в домашних условиях. Разработать семейные памятки по минимизации отходов, образующихся в домашних условиях, рекомендации по их раздельному сбору и сдаче

Образцы результатов изучение состава и количества отходов, образующихся в домашних условиях,  разработанные памятки размещены на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники.

Раздел 5 . «Информационно-экологические мероприятия по работе с местным сообществом (экологические инициативы)»

5.1

Провести обследование состояния окружающей среды в населенном пункте (на его части) или на прилегающей местности (не реже одного раза в год).

Результаты обследования и анализа экологической ситуации,  размещены на сайте учреждения образования и могут служить основой для выполнения задания 5.5. Указана дата выполнения задания и участники.

5.2

Подготовить и разместить в общедоступных местах для местного населения наглядный природоохранный информационный материал,  созданный учащимися (не реже одного раза в год).

Фотографии памяток, листовок, плакатов размещены на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники.

5.3

Подготовить, организовать и провести информационные экологические  мероприятия для местного населения: фестивали, выступления перед общественностью и др.  (не реже одного раза в год).

Фотоотчет о мероприятии, тезисы выступлений, краткий сценарий с указанием даты, места проведения, организаторов и количества участников размещены на сайте учреждения образования и на информационных стендах в школе. Статьи, тексты репортажей, интервью, видеозаписи дублируются на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники.

5.4

Провести практические экологические акции с привлечением местного населения и осветить их в СМИ (не реже одного раза в год).

Акции освещены в средствах массовой информации: пресс-релизы, подготовленные школьниками (до и после акции), статьи в средствах массовой информации, ссылки на ТВ или радиорепортажи. Вся информация дублируется на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники.

5.5

Разработать с учащимися и  выдвинуть природоохранные инициативы  для администрации местного населенного пункта, района (не реже одного раза в год).

Составлен отчет, содержащий анализ проблемы и причины  обращения к администрации, сущность инициативы, время и регламент обращения, ответ или решение администрации. Отчет размещен на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.