Методическая работа – это систематическая коллективная и индивидуальная деятельность педагогических кадров, направленная на повышение их научно-теоретического, общекультурного уровня, психолого-педагогической подготовки и профессионального мастерства.
В.И. Зверева
<article data-permalink="http://school16.by/pedagogam/77-metodicheskaya-rabota/508-osnovnye-etapy-raboty-uchitelya-nad-metodicheskoj-temoj">
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАД МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМОЙ:
1-й этап – подготовительный. Август, сентябрь
- -выбор методической темы, над которой учитель будет работать;
- определение состава проблемных и творческих групп учителей, классных руководителей. (Для тех, кто будет работать в группе);
- определение тематики выступлений на методических совещаниях, форм представления опята деятельности и результата;
- разработка плана работы над темой;
2-й этап – основной. Внедрение в практику.
- Практическая реализация разработанных и спланированных методов, приемов, методик и т.д.;
- Коррекция деятельности;
- Повышения квалификации (организационно-деятельностные игры, мастер-классы, дни педагогического мастерства, «круглые столы», и т.д.) изучение уровня внедрения новых подходов и путей реализации темы в опыте работы;
- диагностика.
- реализация плана-графика контрольных мероприятий (открытое мероприятие, подготовленное членами проблемных творческих групп, мероприятия в рамках методической декады, творческие отчеты педагогов, собеседование с учащимися, научно-методический семинар).
3-й этап – завершающий. Обобщение и оценка результатов.
- творческий отчет;
- открытые уроки и мероприятия;
- оформление материалов по наработанным педагогами теме;
- самообобщение опыта и его оформление;
- индивидуальная работа (стажировоки, школы ППО, тематические консультации и др.);
- выпуск методических бюллетеней, методических сборников, методических рекомендаций и т.д.).
- анализ над научно-методической темой, (участие в педсоветах, научно-практических конференциях, методсоветах, заседаниях МО учителей-предметников, классных руководителей);
- участие в тематических выставках;
4-й этап – анализ и прогнозирование.
- Самооценка уровня профессионального мастерства;
- Сбор и накопление материалов из опыта работы (картотека педагогической и методической литературы, образцы планов самообразования и конспектов уроков, разработки открытых мероприятий). Собранный материал является содержанием методического кабинета.
- Определение перспектив дальнейшего развития и совершенствования ОП..
Основные принципы эффективного урока:
- учебный предмет должен стать, прежде всего, средством развития личности ученика,
- организация учителем активной, разнообразной и посильной деятельности каждого ученика, для чего не менее 50% уроков должны быть уроки комплексного применения знаний, обобщения и систематизации и контроля и коррекции,
- создание ситуации положительного нравственного выбора, умения вести диалог, слышать и слушать достойно, высказываться и понимать других,
- создание условий для недопущения пробелов в знаниях, для чего использовать дифференцированные домашние задания, различные формы дистантного обучения с использованием интернет ресурсов,
учитель одновременно:
- дает знания, формирует учебные умения и навыки как основу для дальнейшего образования;
- отрабатывает основные мыслительные операции: логические, исследовательские, творческие, практические, жизненно-полезные;
- вовлекает учеников в работу по осмыслению мировоззрения, морали, философии, религии, самопознания;
- оказывает учащимся все виды поддержки: педагогической, социальной, правовой, психологической, здоровьесберегающей, культурологической, коррекционно-реабилитационной
Качественное образование – такое образование, при котором выпускник обладает определенными компетенциями:
- умение учиться: у него сформированы ценностные мотивы учения, развита способность использовать различные источники информации и эффективные приемы познавательной деятельности;
- умение решать стандартные жизненные ситуации: понимание сущности и значимости проблем, усвоение правил и норм их решения, ориентация в источниках информации, помогающих в их решении;
- умение ориентироваться в мире ценностей: у него сформированы знания о базовых ценностях, развита способность к определению критериев оценки явлений действительности;
- готовность к профессиональному выбору: ориентация в ситуации на рынке труда, в собственных интересах и возможностях. (4, с 11, 12)
Принципы личностно-ориентированной педагогики:
- Образование – это процесс формирования и развития личности, которая должна находиться в гармонии с окружающим миром.
- Каждый человек неповторим. С самого раннего возраста – он личность.
- Не вести, а сопровождать ученика на образовательном пути, учитывая его потенциальные способности и возможности.
- Учить ребенка – это значит способствовать развитию его личности.
- Основное направление этого развития – гуманистическое (человеколюбивое).
- И гуманитарное, то есть соответствующее его природным качествам.
- Обобщая можно сказать: «Оказание содействия человеку в совершенствовании его отношения к себе, окружающему миру и к другим людям».
- Основа личностно-ориентированной педагогики - учет опыта ребенка. Чем больше используется опыт ученика, тем больше потенциал личностно-ориетированного обучения. Опыт – самый разный: житейский, учебный, коммуникационный, социальный и другой
ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Типовые функции и задачи методической работы в школе
Функции методической работы по связи с «внешней средой», т.е. ее функции по отношению к общегосударственной системе образования, психолого-педагогической науке, передовому педагогическому опыту;
v Осмысление социального заказа, важнейших требований общества к школе, уяснение ориентиров образовательной политики, конкретных программно-методических требований, приказов и инструкций вышестоящих органов образования, их своевременное и правильное доведение до каждого работника(результатом осуществления этой функции должно стать точное и творческое понимание всеми учителями своих обязанностей в современных условиях);
v Внедрение и использование достижений и рекомендаций психолого-педагогической науки (результатом решения этой задачи является повышение научного и методического уровня учебно-воспитательной работы, рост ее наукоемкости, обогащение педагогической культуры учителя;
v Внедрение достижений передового педагогического опыта, опыта педагогов-новаторов (результатом этого является интеграция лучшего опыта в систему работы учителей данной школы, стимулирование их собственных творческих поисков);
v Распространение за рамки школы лучшего опыта, созданного в данном педагогическом коллективе (эта функция, которая часто недооценивается в школьной практике, на самом деле очень важна, тем более что выход ценного опыта учителей за рамки одной школы является очень сильным стимулом их дальнейшего творческого роста; результатом решения этой задачи методической работы является обогащение общей копилки прогрессивного опыта, а в ряде случаев – и расширение существующих научных взглядов и представлений);
v Залогом успешной реализации данной функции, ухода от формализма в ее осуществлении явится сознательное подчинение этих задач решению главных задач методической работы – помощи учителю, росту его мастерства, профессиональной компетентности.
Функции методической работы по отношению к педагогическому коллективу школы.
v Консолидация, сплочение педагогического коллектива, превращение его в коллектив единомышленников;
vРазвитие организационной культуры школы, выработка единого педагогического кредо, общих позиций, ценностей, традиций, ритуалов и т.п.
vАнализ образовательного процесса в школе и его результатов – изменений в уровне знаний, умений и навыков, воспитанности и развитости школьников;
vПредупреждение и преодоление недостатков и затруднений в педагогической деятельности учителей и воспитателей;
vВыявление, обобщение и распространение педагогического опыта, рожденного внутри коллектива, обмен ценными педагогическими находками;
vПредупреждение и преодоление формализма и перегрузки в педагогической деятельности;
vСтимулирование массового педагогического творчества и инициативы учителей;
vПриобщение коллектива к научно-исследовательской, опытно-экспериментальной работе по актуальным проблемам школы, к участию в целенаправленной организации нового опыта по таким проблемам.
Решение задач данной группы имеет выход на главное в методической работе школы – оказание помощи каждому учителю, рост профессионального мастерства кадров.
Функции методической работы по отношению к конкретному учитлю, классному руководителю, воспитателю.
vСовершенствование, обогащение знаний педагогов (имеются в ввиду знания, различные по содержанию – предметные, частнометодические, дидактические, воспитательные, психологические, этические, общекультурные и др.);
vРазвитие мировоззрения, профессионально-ценностных ориентаций, убеждений учителей, адекватных задачам развития школы;
vРазвитие мотивов профессиональной творческой деятельности учителя (речь идет о развитии важнейших мотивов педагогического творчества, любви к детям, увлеченности предметом, потребности в самореализации и т.д.);
vРазвитие устойчивых идейно-нравственных качеств личности (ведь методическая работа предусматривает не только обучение, но и воспитание педагога, развитие его убежденности, человечности, принципиальности, душевной щедрости);
vРазвитие современного, диалектического стиля педагогического мышления учителя, таких его черт, как системность, комплексность, конкретность, чувство меры, гибкость, мобильность и т.д.;
vРазвитие профессиональных навыков, педагогической техники, исполнительского мастерства (речь идет о таких сторонах педагогической техники, как техника вербальной и невербальной коммуникации, общения со школьниками, навыки применения различных средств обучения и воспитания, включая такие сложные и современные устройства, как ЭВМ, видеомагнитофоны и т.д.);
vРазвитие культуры эмоций и волевых проявлений учителя, саморегуляции деятельности;
vРазвитие готовности к профессиональному совершенствованию, работе с собой.
Типовые функции методической работы конкретизируются и модифицируются с учетом конкретных обстоятельств образовательного учреждения.
</article> <article data-permalink="http://school16.by/pedagogam/77-metodicheskaya-rabota/76-izuchenie-i-obobshchenie-pedagogicheskogo-opyta">ИЗУЧЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Рекомендации по изучению и обобщения педагогического опыта
В современной системе повышения квалификации в рамках общеобразовательного учреждения важная роль принадлежит формированию, изучению и обобщению педагогического опыта. Передовой педагогический опыт - это эффективный путь достижения высоких результатов в учебно-воспитательной работе. Технология изучения и обобщения ППО включает в себя следующие этапы: изучение администрацией содержания, методики, условий, процессов, качества и результатов работы учителя; со стороны учителя - самоанализ, самообследование своей педагогической деятельности. В основу изучения и обобщения ППО может быть положен следующий алгоритм:
1. Формулировка проблемы, определение объекта и предмета изучения, теоретической базы опыта.
2. Аргументация актуальности и перспективности опыта, его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
3. Выбор методов изучения опыта, определение критериев его оценки.
4. Подготовка субъекта и объекта к изучению опыта.
5. Непосредственное изучение опыта: а) деятельность учителя: общая цель образовательного процесса, конкретные педагогические задачи; подходы к содержанию обучения; управление процессом усвоения учащимися знаний, умений, навыков; организация учебных ситуаций; алгоритм действий в решении педагогических задач; владение различными типами педагогической мыследеятелъности (методической, диагностической, проектировочной, коррекционной); развитие соответствующих личностных качеств учащихся; учет внешних и внутренних условий, в которых происходит обучение; средства, разработанные автором опыта; материальная оснащенность занятий; ведущие факторы, обеспечивающие высокие результаты; пути разрешения конфликтов; б) деятельность учащихся: мотивация учебной деятельности; самостоятельность мнения; умения и навыки самостоятельного усвоения и применения знаний; коммуникабельность; наличие моральных качеств в учебно-познавательной деятельности.
6. Первый этап обработки материалов.
7. Анализ и обобщение, выявление главного, особенного, общего и единичного в опыте.
8.Описание опыта.
9. Оформление материалов.
Анализ и обобщение должны проводиться руководителем совместно с учителем. Для этого руководителю необходимо разработать памятку для совместной работы с учителем.
</article>