Общественно полезный труд (ОПТ) - один из основных компонентов системы трудового воспитания школьников. Он организуется с целью формирования у учащихся осознанной потребности в труде, уважения к людям труда, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию и природе и тесно взаимосвязан с уроками трудового обучения.
ОПТ во внеурочное время способствует укреплению здоровья учащихся, приводит к улучшению функционального состояния нервной системы, повышает их активность, помогает соблюдать режим дня. Вместе с экскурсионными, прогулочными, игровыми и спортивными занятиями труд должен быть частью активного отдыха на воздухе.
К основным видам общественно-полезной деятельности относятся:
самообслуживание (уборка рабочего места, сервировка обеденного стола, дежурство в обеденном зале, влажная уборка учебного помещения и др.);
изготовление и ремонт наглядных и учебных пособий (изделий из бумаги, дерева, текстильных материалов и др.);
благоустройство территории (осенью и весной - поддержание чистоты вокруг школы, на спортивной и других площадках; зимой - очистка от снега подъездов и подходов к школе; летом - уход за цветочными клумбами),помещений (ремонт мебели, спортивного и игрового инвентаря и др.);
уход за мемориальными комплексами, памятниками, воинскими захоронениями;
оказание посильной помощи ветеранам, детям-инвалидам, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, взрослым, которые нуждаются во внимании и заботе.
ВЫПИСКА из санитарных норм и правил
ГЛАВА 7. Требования к организации образовательного процесса
121. Учащиеся могут привлекаться к общественно полезному труду с учетом состояния здоровья и в пределах:
25 минут в учебную неделю в I-IIклассах;
45 минут в учебную неделю в III-IVклассах;
одного часа в школьную неделю в V-VIIIклассах;
1 часа 30 минут в школьную неделю в IX-XI классах.
В рамках общественно полезного труда могут выполняться работы по:
самообслуживанию: уборка своего рабочего места, сервировка обеденного стола и уборка посуды со стола – учащимися с I– IIкласса; ухаживание за комнатными растениями, влажная уборка пыли в учебном помещении – с IIIкласса; уборка территории – с Vкласса; дежурство в обеденном зале (сервировка обеденного стола, подача на столы порционных холодных блюд) – с VIIкласса; влажная уборка учебного помещения – с VIIIкласса;
собиранию и изготовлению коллекций местного природного материала, гербариев учащимися III– XI классов;
ремонту наглядных и учебных пособий, книг в библиотеке (проклейка, ремонт переплетов) учащимися III-XI классов;
благоустройству территории (озеленение, уход за цветниками и газонами) учащимися V-XI классов;
изготовлению изделий из бумаги, дерева, текстильных материалов учащимися V-XI классов;
ремонту мебели, спортивного и игрового инвентаря учащимися VIII-XI классов.