Каникулы без дыма и огня
«Ребенок тоже хочет познать тайны огня»
В текущем году в Республике Беларусь на пожарах погибло 10 детей. За такой же период 2013 года – 16.
Как известно, к пожарам часто приводит детская шалость, а она вызвана отсутствием у многих детей навыков осторожного обращения с огнем, недостаточным контролем взрослых за их поведением, неумением правильно организовать досуг ребят.
В возрасте от трех до семи лет дети в своих разнообразных играх часто повторяют поступки и действия взрослых, имитируют их труд. Велика любознательность ребенка. Ему хочется как можно скорее всё узнать и испытать самому. В первую очередь детей интересуют яркие и запоминающиеся явления. А что может быть интереснее огня? Он загадочно светится на кончике папиной сигареты, заставляет плясать крышки кастрюлек на плите и свистеть чайник, румянит в духовке вкусные пироги, превращает в костре корявые сучья в золотые огоньки...
Ребенок тоже хочет познать тайны огня. По мере своего роста он старается научиться, как взрослые, пользоваться различными предметами, в том числе дающими огонь. Стремление к самостоятельности особенно проявляется в то время, когда дети остаются одни. Нельзя быть уверенным, что ребенок, оставшись один дома, не решится поиграть с коробочкой спичек, не захочет поджечь бумагу, не заинтересуется электрической плиткой или чайником, не устроит костер, который он уже видел в лесу.
С установившейся теплой погодой наиболее распространены у детей игры, связанные с разведением костров. Причем, ребята часто самовольно раскладывают их вблизи строений. Увлекшись игрой, ребята могут забыть потушить костер, и тогда раздуваемые ветром искры разлетятся на большое расстояние.
Во многие свои игры ребята стараются внести элементы таинственности. Порой бывает даже трудно предугадать, куда приведет детская фантазия в поиске места для игр. В одном случае - это неведомые ходы, которые прорывают в стогах сена, в другом - пещеры, устраиваемые в необычных местах. Нередко игры бывают в сараях, на чердаках и в подвалах. Таинственность и темнота требуют применения огня, и тогда ребята, не задумываясь о последствиях, могут развести костер там, где опасно зажечь даже спичку…
Иной раз дети находят и бросают в костер порох, патроны, гранаты и неизвестные предметы, становясь инвалидами в результате взрыва. Хотя об этих трагедиях много говорят и пишут, все же они из года в год случаются.
Не менее распространена «стрельба» из металлических трубок, заполненных порохом или серой, счищаемой со спичечных головок. От такой шалости до беды - один шаг. От сильного давления газов металлическая трубка может разорваться. Осколочные ранения, ожоги и пожары при попадании горящей серы на горючие материалы - таковы возможные последствия.
А сколько неприятностей приносят бумажные голуби или самолетики, которых с подожженными «хвостами» бросают с балконов или из окон. Под действием ветра, попадая через форточки в квартиры или на балконы нижерасположенных этажей, эти
далеко не безобидные игрушки могут вызвать серьезные пожары.
Часто, подражая взрослым, дети начинают украдкой курить, выбирая для этого такие места, где можно надежно спрятаться от взрослых. При появлении родителей или педагогов они стремятся скрыть свой проступок - бросают непотушенную сигарету куда попало, не думая, что может произойти пожар.
Нередко пожары возникают от неумелого обращения детей с бытовыми огневыми приборами. В этом есть доля вины и родителей. Разве можно считать нормальным явление, когда дети растапливают печи, зажигают керосиновые лампы, включают газовые плитки и электрические нагревательные приборы? Перечисленные работы опасны для ребенка. Его возможности ограничены, и он никогда не выполнит эту работу так, как требуется.
Следует иметь в виду, что если пожар произойдет в результате безнадзорности детей с причинением кому-либо ущерба, то родители несут за это ответственность в установленном законом порядке.
Где и как ребята проводят свой досуг, с кем они дружат, какими играми увлекаются - все эти вопросы должны быть предметом постоянного внимания родителей.
Иногда взрослые вынуждены оставлять маленького ребенка на какой-то промежуток времени без своего надзора. Однако, прежде чем уйти из дома, необходимо поручить наблюдение за малышом старшим детям или кому-нибудь из взрослых. Чтобы ребенок не скучал, следует дать ему задание, подсказать тему для игры, подобрать нужные игрушки.
Особенно опасно оставлять детей одних в запертых квартирах или комнатах. В случае пожара они не смогут самостоятельно выйти из горящего помещения наружу. Кроме того, спасаясь от огня и дыма, дети обычно прячутся в шкафах, под кроватями, столами, в углах комнат. Отыскать их в обстановке развития пожара - дело нелегкое.
У детей, начиная с 4-5-летнего возраста, необходимо воспитывать навыки осторожного обращения с огнем. Нужно стремиться к тому, чтобы ребенок осознал, что спички - не игрушка, а огонь - не забава, чтобы у него сложилось впечатление о пожаре как о тяжелом бедствии для людей.
Меры по предупреждению пожаров от шалости детей не сложны:
1 Не оставлять на виду спички, зажигалки.
2 Не позволять детям покупать спички, сигареты.
3 Следить, как дети проводят свободное время, чем интересуются, отвлекать их от пустого времяпрепровождения.
4 По возможности не оставлять детей без присмотра.
5 Не доверять маленьким детям, присматривать за топящимися печами и нагревательными приборами, пользоваться газовыми приборами.
Если же пожар случится, дети должны быть готовы правильно действовать. Они должны запомнить свой адрес и телефон пожарной службы «101», чтобы при необходимости вызвать помощь.
Ирина Чернявская,
инспектор группы пропаганды
и обучения Брагинского РОЧС